Preview

Доклады БГУИР

Расширенный поиск

Подход к организации передачи управления транспортным средством от автоматизированной системы вождения человеку

https://doi.org/10.35596/1729-7648-2020-18-7-40-46

Полный текст:

Аннотация

На основе анализа тенденций в развитии автомобилестроения и известных методов автоматизации управления транспортными средствами предложен подход к организации передачи управления транспортным средством от автоматизированной системы вождения человеку. Подход предполагает мониторинг параметров функционирования транспортного средства и систем, обеспечивающих автоматизированное вождение, состояния окружающей среды и психофизиологического состояния водителя, а также условий дорожного движения на предстоящем пути, прогнозирование места и времени передачи управления водителю, определение и регулирование его готовности взять управление на себя при возникновении такой необходимости. Особенностью предложенного подхода является то, что при автоматизированном вождении постоянно поддерживается минимальный уровень готовности водителя к управлению транспортным средством, который в течение определенного интервала времени перед запланированным переходом к ручному управлению доводится до оптимального. Такой двухуровневый контроль состояния водителей высокоавтоматизированных транспортных средств позволит повысить безопасность дорожного движения как в случаях прогнозируемой, так и в случаях неожиданно возникающей необходимости экстренного перехода от автоматизированного к ручному вождению. Цель работы – развитие методологии повышения безопасности дорожного движения с участием высокоавтоматизированных транспортных средств.

Об авторах

В. A. Дубовский
Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси
Россия

Дубовский Владимир Андреевич, к.т.н., старший научный сотрудник

220072, г. Минск, ул. Академическая, 12



В. В. Савченко
Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси
Россия

к.т.н., доцент, начальник научно-инжинирингового центра «Бортовых систем управления мобильных машин»

Минск



Список литературы

1. Papadimitratos P., Fortelle A., Evenssen K., Brignolo R., Cosenza S. Vehicular Communication Systems: Enabling Technologies, Applications, and Future Outlook on Intelligent Transportation. IEEE Communications Magazine. 2009;47(11):84-95.

2. Burnett G.E. On-the-Move and in Your Car: An Overview of HCI Issues for In-Car Computing. International Journal of Mobile Human Computer Interaction. 2009;1(1):60-78.

3. Tanelli M., Toledo-Moreo R., Stanley L.M. Guest Editorial: Multifaceted Driver–Vehicle Systems: Toward More Effective Driving Simulations, Reliable Driver Modeling, and Increased Trust and Safety. IEEE Transactions on human-machine systems. 2018;48(1):1-5. DOI: 0.1109/THMS.2017.2784018.

4. Hancock P.A., Nourbakhsh I., Stewart J. On the future of transportation in an era of automated and autonomous vehicles. Proc Natl Acad Sci USA. 2019;116(16):7684-7691.

5. Collet C. and Musicant O. Associating Vehicles Automation with Drivers Functional State Assessment Systems: A Challenge for Road Safety in the Future. Frontiers in Human Neuroscience. 2019;13:131. DOI: 10.3389/fnhum.2019.00131.

6. Russell H.E.B., Harbott L.K., Nisky I., Pan S., Okamura A.M., Gerdes J.C. Motor learning affects car-to-driver handover in automated vehicles. Science Robotics. 2016;1(1):1-9.

7. Lu Z., Happee R., Cabrall C.D.D., Kyriakidis M., Winter J.C.F. Human Factors of Transitions in Automated Driving: A General Framework and Literature Survey. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2016;43(11):183-198.

8. Merat N., Jamson A.H., Lai F.C.H., Daly M., Carsten O.M.J. Transition to manual: Driver behaviour when resuming control from a highly automated vehicle. Transportation Research Part F. 2014;27:274-282.

9. Дубовский В.А., Савченко В.В. Концептуальная модель системы «водитель–автомобиль–дорога–среда». Доклады НАН Беларуси. 2019;63(1):112-120.

10. Saito T., Wada T., Sonoda K. Control Authority Transfer Method for Automated-to-Manual Driving Via a Shared Authority Mode. IEEE Transactions on Intelligent Vehicles. 2018;3(2):198-207. DOI: 10.1109/TIV.2018.2804167.

11. Gold C., Damböck D., Lorenz L., Bengler K. Take over! How long does it take to get the driver back into the loop? Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society Annual Meeting. 2013;57(1):1938-1942. DOI: 10.1177/1541931213571433.

12. Gold C., Körber M., Lechner D., Bengler K. Taking Over Control from Highly Automated Vehicles in Complex Traffic Situations: The Role of Traffic Density. Human Factors. 2016;58(4):642-652. DOI: 10.1177/0018720816634226. 13. Savchenko V.V., Poddubko S.N. Development approach to a method for monitoring of driver’s ability of resumption of control over the vehicle by on-board systems in automatic mode. IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. 2018;121(2):181-187.

13. Савченко В.В. Проблема передачи управления водителю в высокоавтоматизированных транспортных средствах: метод мониторинга восприятия семантически бинарной релевантной информации водителем. Механика машин, механизмов и материалов. 2019;47(2):14-19.

14. Дементиенко В.В., Иванов И.И., Макаев Д.В. Комплексная система мониторинга состояния водителя в рейсе. Вестник НЦ БЖД. 2016;29(3):17-21.

15. Жанказиев С.В., Воробьев А. И., Забудский А. Ю. Определение минимального времени передачи управления при движении в высокоавтоматизированном автомобиле. Транспорт РФ. 2019;4(83):33-36.


Для цитирования:


Дубовский В.A., Савченко В.В. Подход к организации передачи управления транспортным средством от автоматизированной системы вождения человеку. Доклады БГУИР. 2020;18(7):40-46. https://doi.org/10.35596/1729-7648-2020-18-7-40-46

For citation:


Dubovsky V.A., Savchenko V.V. An approach to organizing the transition of vehicle control from an automated driving system to a person. Doklady BGUIR. 2020;18(7):40-46. (In Russ.) https://doi.org/10.35596/1729-7648-2020-18-7-40-46

Просмотров: 152


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-7648 (Print)
ISSN 2708-0382 (Online)