Подход и модели применения технологии распределенных реестров для подтверждения достоверности документов в образовании
https://doi.org/10.35596/1729-7648-2020-18-7-14-22
Аннотация
Целью данной статьи является анализ методов, подходов, средств технологии распределенных реестров для работы с документами в образовании. Задачами статьи являются анализ проблем с подтверждением достоверности документов об образовании, разработки новых структурных решений с использованием технологии блокчейн, рассмотрение двух моделей, а также оценка возможности их использования для документов об образовании.
Подтверждение документов об образовании осуществляется с использованием государственных реестров, что является сложным и ресурсоемким процессом. В мире наблюдается рост количества поддельных документов, что ставит под сомнение эффективность применяемых современных механизмов. Технология распределенных реестров (блокчейн) является устойчивым технологическим трендом, влияющим на развитие и качество цифровой экономики. Наличие механизма проверки достоверности документов об образовании, устойчивого к злонамеренному манипулированию, является актуальной задачей, выходящей за рамки сферы образования, возможные способы решения которой предложены в данной работе.
В статье приведена краткая характеристика технологии распределенных реестров. Рассмотрен подход применения технологии для подтверждения достоверности документов об образовании, состоящий из двух основных этапов: эмиссия цифрового документа об образовании и проверка. Рассмотрена роль доверенной третьей стороны в процессе эмиссии и проверки. Приводятся модели эмиссии и подтверждения цифрового документа на основе технологии распределенных реестров, которая позволяет устранить ограничения и недостатки существующих подходов, выявлена эффективность подхода на базе предложенных моделей. Сформулированные подходы могут быть применимы в различных социально-экономических сферах и сфере государственного управления для работы с аналогичными документами.
Об авторах
Д. А. КачанРоссия
соискатель кафедры инфокоммуникационных технологий
Минск
В. А. Вишняков
Россия
Вишняков Владимир Анатольевич, д.т.н., профессор, профессор кафедры инфокоммуникационных технологий
220013, Республика Беларусь, г. Минск, ул. П. Бровки, 6
Список литературы
1. Transparency International. Global Corruption Report. Education. New York: Routledge; 2013:418-420.
2. Allen E., Bear J. The Billion-Dollar Industry That Has Sold Over a Million Fake Diplomas. Updated ed. New York: Prometheus Books; 2019.
3. Качан Д.А. Технологии распределенных реестров и перспективы их использования в системе образования. Цифровая трансформация. 2018;4(5):44-55.
4. Вишняков В.А. Использование интеллектуальных и блокчейн технологий в информационном управлении. Системный анализ и прикладная информатика. 2018;1:45-50.
5. Свон М. Блокчейн: схема новой экономики. Москва: Олимп-Бизнес; 2017.
6. Клечиков А.В., Пряников М.М., Чугунов А.В. Блокчейн-технологии и их использование в государственной сфере. Международный журнал открытых информационных технологий. 2017;5(12):123-129.
7. Nakamoto S. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System. Coindesk. 2009;5:9-13.
8. Равал С. Децентрализованные приложения. Технология Blockchain в действии. Серия «Бестселлеры O’Reilly». С.-Петербург: Питер; 2017.
9. Rivest R.L., Shamir A. PayWord and MicroMint: Two simple micropayment schemes Security Protocols, Springer. 1997;5:69-87.
10. Crespo de Pedro A.S., García L.I.C. Stampery Blockchain Timestamping Architecture (BTA). Version 6 LTS. 2017;11:1-21.
11. Leach P., Mealling M., Salz R. A Universally Unique IDentifier (UUID) URN Namespace. Proposed standard; 2005.
Рецензия
Для цитирования:
Качан Д.А., Вишняков В.А. Подход и модели применения технологии распределенных реестров для подтверждения достоверности документов в образовании. Доклады БГУИР. 2020;18(7):14-22. https://doi.org/10.35596/1729-7648-2020-18-7-14-22
For citation:
Kachan D.A., Vishniakou U.A. Approach and models for using distributed ledger technology to authenticate educational documents. Doklady BGUIR. 2020;18(7):14-22. (In Russ.) https://doi.org/10.35596/1729-7648-2020-18-7-14-22