Применение теории игр при разработке алгоритма управления транспортными потоками в интеллектуальной транспортной системе
https://doi.org/10.35596/1729-7648-2024-22-1-74-81
Аннотация
Управление дорожным движением в современных интеллектуальных транспортных системах включает в себя мониторинг фактической дорожной ситуации в режиме реального времени (объемы, скорости, инциденты и т. д.), а также контроль или влияние на поток с использованием этой информации. При этом автомобили как компоненты интеллектуальных транспортных систем должны быть оснащены коммуникационными возможностями для обмена информацией с другими транспортными средствами (V2V) и с дорожной инфраструктурой (V2I). Все это связано с наличием специального оборудования, подключенного к бортовой сети для локального сбора данных, которые могут быть доступны для обмена между автомобилями и с центральной коммуникационной станцией с помощью беспроводного интернета. Вместе с тем вопрос разработки самих алгоритмов организации движения пока остается открытым. Решение этой задачи можно осуществить с помощью теории игр – достаточно новой, но бурно развивающейся части современной математики. В отличие от теории оптимизации, изучающей возможности построения оптимального решения для всей системы в целом, теория игр изучает способы оптимизации индивидуальной выгоды в конкуренции с другими лицами (событиями), которые рационально стремятся к удовлетворению собственной выгоды. Проблема «умного» регулирования перекрестков является достаточно сложной для решения задачи, объединяющей усилия ученых разных областей знаний. Однако бурное развитие ИКТ-технологий и быстрое их применение к транспортным задачам дает возможность выработать некоторые подходы, позволяющие оптимизировать текущую ситуацию на перекрестке.
Об авторе
Н. С. ЯнкевичБеларусь
Янкевич Наталья Степановна, канд. тех. наук, зав. отд.
220072, г. Минск, ул. Академическая, 1
Тел.: + 375 17 378-92-65
Список литературы
1. Капский, Д. В. Прогнозирование аварийности в дорожном движении / Д. В. Капский. Минск: Белор. нац. техн. ун-т, 2008.
2. Surrogate Safety Assessment Model and Validation: Final Report / D. Gettman [et al.] // Publication FHWA-HRT-08-051. U.S.: Department of Transportation, 2008.
3. Власов, А. А. Управление насыщенными транспортными потоками в городах / А. А. Власов, Н. А. Орлов. Пенза: Пензен. гос. ун-т архит. и строит., 2014.
4. Климович, А. Н. Алгоритм управления перекрестком на основе V2I взаимодействия / А. Н. Климович, В. Н. Шуть // Системный анализ и прикладная информатика. 2018. № 4. С. 21–27.
5. Саати, Т. Л. Математические модели конфликтных ситуаций / Т. Л. Саати. М.: Сов. радио, 1977.
Рецензия
Для цитирования:
Янкевич Н.С. Применение теории игр при разработке алгоритма управления транспортными потоками в интеллектуальной транспортной системе. Доклады БГУИР. 2024;22(1):74-81. https://doi.org/10.35596/1729-7648-2024-22-1-74-81
For citation:
Yankevich N.S. The Game Theory Application in the Transport Flows Control Algorithm Development in the Intelligent Transport System. Doklady BGUIR. 2024;22(1):74-81. (In Russ.) https://doi.org/10.35596/1729-7648-2024-22-1-74-81